Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 59483
1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) попл..вок
2) водор..сли
3) нак..лить до­крас­на
4) об..няние
5) сост..влять
2.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пр..из­бы­точ­ный вес
2) пр..пар­ко­вать ав­то­мо­биль
3) пр..озёрный посёлок
4) пр..жать кам­нем
5) пр..дать оглас­ке
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)траст­ный
2) га(л/лл)ерея
3) ра(с/сс)пи­лить
4) коло(с/сс)аль­ный
5) тума(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ш..лко­вый
2) туш..нка
3) воз­мущ..н
4) с чер­теж..м
5) мед­веж..нок
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) ц..ко­ри­е­вый, ц..левой
2) д..яволь­ский, с..ехав­ший
3) тон­кие спиц.., об..скали
4) контр..гра, про­винц..я
5) све­жий кулич.., не переч.. отцу
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) стре­мящ..еся к зна­ни­ям дети, плать..це
2) смо­род..нка, репч..тый
3) обидч..вый, в квад­рат­ном урав­не­ни..
4) с обе­зьянь..м хво­стом, об этом вер­ховь.. реки
5) холм..к, о сво­бод.. слова
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) он наде..тся
2) повер..вший
3) раз­ра­ба­ты­ва..мый
4) если вы обижа..тесь
5) под­сматр..вать
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ис­пол­не­ние без­уко­риз­не..о, стек­ля..ая дверь
2) ре­зуль­та­ты пред­ска­за..ы учёными, смот­реть вос­хищё..о
3) на­пряжё..ость, белё..ая стена
4) из­мельчё..ый корм, рис­ко­ва..ый шаг
5) от­вет­стве..ость, варе..ые в меду яб­ло­ки
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)опыт­ный, но спо­соб­ный ра­бот­ник; пока (не)уста­нов­лен­ные факты
2) (не)умол­ка­ю­щий пол­ча­са по­пу­гай; ни­сколь­ко (не)за­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния
3) (не)укос­ни­тель­но со­блю­дать пра­ви­ла; (не)от­ли­ча­ясь от сверст­ни­ков
4) (не)каж­дый; это (не)удача, а ре­зуль­тат дол­го­го труда
5) аб­со­лют­но (не)по­нят­ное ре­ше­ние; ножи (не)на­то­че­ны.
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (ма­ли­но­во)чер­нич­ный
2) (ко­рот­ко)во­ло­сый
3) (пол)аб­за­ца
4) идти (по)ти­хонь­ку
5) (се­ве­ро)аф­ри­кан­ский
11.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Я 1)н.. разу 2)н.. от­ка­зал себе в удо­воль­ствии по­смот­реть этот фильм. И сей­час 3)н.. могу 4)н.. по­смот­реть его. Сколь­ко 5)н.. смот­рю эту ко­ме­дию, каж­дый раз сме­юсь от души.

5)  
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)по­след­ствии он ни­ко­гда не вспо­ми­нал о нашем ноч­ном раз­го­во­ре.
2) Коля часто по­вто­рял эту фразу, от Петра я то(же) её слы­ша­ла.
3) (Во)время дви­же­ния транс­пор­та не вы­хо­ди­те на про­ез­жую часть.
4) Смот­ри на часы, что(бы) не опоз­дать.
5) Эти звуки раз­да­ва­лись (в)про­дол­же­ние пяти минут.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Са­вуш­кин вни­ма­тель­но по­гля­ды­вая во­круг себя за­ша­гал впе­ре­ди учи­тель­ни­цы.
2) Тро­пин­ка усе­ян­ная вы­сту­па­ми скольз­ких кор­ней взби­ра­лась на склон.
3) Ко­рабль не­смот­ря на силь­ные по­вре­жде­ния про­дол­жал дер­жать­ся на воде.
4) Сер­гей Алек­сан­дро­вич сер­ди­то на­су­пив­шись не­сколь­ко раз прошёлся по тер­ра­се.
5) Он твёрдыми ша­га­ми на­пра­вил­ся к рас­по­ря­ди­те­лю и до­став из кар­ма­на пачку каких—то бумаг ска­зал ему шёпотом не­сколь­ко слов.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Кста­ти и цветёт ря­би­на уди­ви­тель­но кра­си­во и пышно.
2) За­ду­вал с се­ве­ра сви­ре­пый ветер гре­ме­ли по ночам кров­ли дач и ка­за­лось что кто-то бе­га­ет по ним в же­лез­ных са­по­гах.
3) Не надо су­дить о людях ис­клю­чи­тель­но по их сло­вам.
4) К слову ска­зать она была хо­ро­шей пи­а­нист­кой.
5) Итак наши плов­цы за­ня­ли все при­зо­вые места.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот пе­ри­од Гайдн на­пи­сал огром­ное ко­ли­че­ство сим­фо­ний_ и квар­те­тов, кон­цер­тов для раз­лич­ных ин­стру­мен­тов_ и сонат, опер_ и дру­гих со­чи­не­ний.
2) За­хва­чен­ный врас­плох, он стоял пе­чаль­ный_ и рас­се­ян­ный_ и за­мет­но нерв­ни­чал.
3) Гнёзда птиц по­ра­жа­ют нас и раз­но­об­ра­зи­ем раз­ме­ров_ и при­чуд­ли­во­стью форм_ и ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла.
4) Реч­ная вода шумит сер­ди­то на пе­ре­ка­тах_ или тихо вор­ку­ет на глу­би­нах_ или плав­но по­ка­чи­ва­ет лодку.
5) У бе­ре­гов вода_ то стру­и­лась по пе­ре­мы­тым пес­кам_ то сто­я­ла глу­хи­ми_ и глу­бо­ки­ми ому­та­ми.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Толь­ко по лёгкому ру­мян­цу можно было до­га­дать­ся, что она нерв­ни­ча­ет и по­нять, что она не от­ве­ча­ет, чтобы не вы­дать сво­е­го вол­не­ния.
2) Никто не пре­ду­пре­дил его о том, куда его ведут и что будут с ним де­лать.
3) Идеи, ко­то­рые овла­де­ва­ют нашей мыс­лью, и к ко­то­рым разум при­ко­вы­ва­ет нашу со­весть, часто ста­но­вят­ся глав­ным сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром.
4) Видя что Да­ни­лов от­лич­но справ­ля­ет­ся и без него, ин­же­нер от ру­ко­вод­ства про­ек­том устра­нил­ся.
5) По мно­го­лет­не­му опыту Южин знал, что, как толь­ко на­чи­на­ешь ис­кать ви­но­ва­то­го, а не при­чи­ну ава­рии, дело без­надёжно за­пу­ты­ва­ет­ся.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Он ушёл_ внизу тут же на­чал­ся оживлённый раз­го­вор.
2) Ждали Со­ко­ло­ва по­ло­жен­ное время_ он всё не при­хо­дил.
3) Вик­тор Пет­ро­вич уди­вил­ся_ по­че­му его никто не ищет?
4) Он сде­лал шагов де­сять и замер_ с улицы во двор вле­те­ли три чёрные ма­ши­ны.
5) Об­ра­щать­ся со сло­вом нужно чест­но_ оно выс­ший по­да­рок че­ло­ве­ку.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Биб­лио­те­карь пре­ду­пре­ди­ла стро­го: — Не уно­си­те книгу из зала! — Хо­ро­шо, я толь­ко по­смот­рю оглав­ле­ние, — за­ве­рил Ва­лен­тин.
2) «Мне к ра­бо­те не при­вы­кать», — храб­ро ска­зал пар­ниш­ка.
3) — Он на три года мо­ло­же тебя, — воз­му­ти­лась она и хо­лод­но при­ба­ви­ла: — И у него нет по­сто­ян­но­го места ра­бо­ты.
4) «Ты, милок, — хитро при­щу­рив­шись, про­изнёс ста­рик: — По­жи­ви с моё, тогда и спорь».
5) Шарль де Ко­стер счи­тал, что: «счаст­лив тот, кто и в чёрные дни со­хра­ня­ет чи­сто­ту серд­ца».
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Речь тай­цев сна­ча­ла ка­жет­ся не чем иным_ как на­бо­ром глас­ных, ко­то­рые рас­пе­ва­ют то про­тяж­но, то ве­се­ло, то низ­ким, то вы­со­ким го­ло­сом.
2) Ра­дость не­дол­го­веч­на_ как полёт ба­боч­ки.
3) Ино­гда и не за­ме­тит че­ло­век пер­во­го се­до­го во­ло­са_ как не за­ме­ча­ет он порой пер­во­го жёлтого ли­сточ­ка.
4) На ост­ро­ве было ве­ли­кое мно­же­ство_ как белых_ так и го­лу­бых пес­цов.
5) Док­тор Бе­лень­кий про­изнёс сер­деч­ную речь о Павле Пет­ро­ви­че_ как о де­я­те­ле науки.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Всё было за­ми­ни­ро­ва­но1)_ и2)_ чтобы про­брать­ся к Саль­ко­во, оста­ва­лась толь­ко узкая по­лос­ка с двух сто­рон же­лез­ной до­ро­ги; ко­ман­дир осо­зна­вал опас­ность3)_ и слож­ность си­ту­а­ции4)_ и думал толь­ко об одном5)_ во что бы то ни стало нужно до­брать­ся до своих.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом об­ра­зо­ва­ны слова:

1) втроём
2) убо­роч­ный
3) отвер­де­ва­ние
4) пред­зим­ний
5) обез­опа­сить
22.  
i

Ука­жи­те, какие слова (сло­во­со­че­та­ния) со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию фра­зео­ло­гиз­му ка­мень пре­ткно­ве­ния:

1) пре­пят­ствие
2) по­мощь
3) по­ме­ха
4) опора
5) устой­чи­вость
23.  
i

В каких сло­вах (фор­мах слов) два суф­фик­са?

1) Вы­куп­лен­ный
2) от­ра­бо­тав
3) отвёрточ­ка
4) вше­сте­ром
5) слу­ша­тель­ни­ца
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Эти мысли вы­ска­зал ве­ли­кий рус­ский ма­те­ма­тик Н. И. Ло­ба­чев­ский.

1) На­чаль­ная форма — вы­ска­зы­вать
2) со­вер­шен­но­го вида
3) пе­ре­ход­ный
4) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
5) в форме 3-го лица
25.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) рас­по­ло­жи­лись вб­ли­зи от неё
2) груп­па татар
3) дви­гай­ся более резче
4) текёт вода из крана
5) в ян­ва­ре две ты­ся­чи три­на­дца­то­го года
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Во­вре­мя про­чи­тан­ная книга может ока­зать­ся надёжной опо­рой при вы­бо­ре жиз­нен­но­го пути.
2) Ты ре­ша­ешь и раз­би­ра­ешь­ся даже в самых слож­ных за­да­чах.
3) Пишут бра­тья Стру­гац­кие легко, с ха­рак­тер­ным для них юмо­ром.
4) Сидя дома, мне было очень скуч­но.
5) Я робко по­ин­те­ре­со­вал­ся, что можно ли мне на­ве­стить её в среду.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, на какие во­про­сы в тек­сте нет от­ве­тов:

1) Что яв­ля­ет­ся сред­ства­ми вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке?
2) Как ха­рак­те­ри­зу­ет­ся му­зы­ка в за­ви­си­мо­сти от средств вос­про­из­ве­де­ния?
3) Какие му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты ис­поль­зу­ют­ся в на­род­ном му­зы­каль­ном твор­че­стве?
4) Какое вли­я­ние ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка на че­ло­ве­ка?
5) Как ор­га­ни­зо­вать вос­пи­та­тель­ный про­цесс с по­мо­щью му­зы­ки?
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) По про­ис­хож­де­нию слова рус­ско­го языка де­лят­ся на ис­кон­но рус­ские и за­им­ство­ван­ные.
2) В пря­мом зна­че­нии от­но­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные не со­че­та­ют­ся с на­ре­чи­я­ми меры и сте­пе­ни.
3) Ну­ле­вое окон­ча­ние может быть толь­ко у су­ще­стви­тель­ных.
4) «При­бавь» — это форма по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла при­бав­лять.
5) В пред­ло­же­нии По­мощь ока­за­на во­вре­мя со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 4-е и 5-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Па­по­рот­ни­ки  — это древ­ней­шие рас­те­ния, по­явив­ши­е­ся около 400 мил­ли­о­нов лет назад. (2) Ги­гант­ские па­по­рот­ни­ко­вые рас­те­ния во мно­гом опре­де­ля­ли облик пла­не­ты в конце па­лео­зой­ской  — на­ча­ле ме­зо­зой­ской эры.

(3) Со­вре­мен­ные па­по­рот­ни­ки силь­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­рам, жиз­нен­ным цик­лам, осо­бен­но­стям стро­е­ния. (4) Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние па­по­рот­ни­ков по зем­но­му шару обу­слов­ле­но устой­чи­во­стью к пе­ре­увлаж­не­нию, гро­мад­ным ко­ли­че­ством про­из­во­ди­мых спор. (5) Па­по­рот­ни­ки встре­ча­ют­ся в лесах, в рас­се­ли­нах скал, на бо­ло­тах, в реках и озёрах, на сте­нах го­род­ских домов. (6) Но самое их боль­шое раз­но­об­ра­зие  — в ме­стах, где тепло и сыро: в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках.

(7) Упа­по­рот­ни­ков ещё нет на­сто­я­щих ли­стьев. (8) То, что у па­по­рот­ни­ка на­по­ми­на­ет лист,  — это не лист, а целая си­сте­ма вет­вей, рас­по­ло­жен­ных в одной плос­ко­сти.

(9) Зна­че­ние па­по­рот­ни­ков в жизни че­ло­ве­ка не так ве­ли­ко по срав­не­нию с се­мен­ны­ми рас­те­ни­я­ми.

(10) Не­ко­то­рые па­по­рот­ни­ки упо­треб­ля­ют­ся в пищу, на­при­мер стра­ус­ник обык­но­вен­ный. (11) Од­на­ко мно­гие их виды ядо­ви­ты. (12) Наи­бо­лее ток­сич­ны­ми из про­из­рас­та­ю­щих в сред­ней по­ло­се па­по­рот­ни­ков яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ли рода ици­тов­ни­ков. (13) Экс­трак­ты из щи­тов­ни­ка ис­поль­зу­ют­ся в ме­ди­ци­не.

(14) С де­вят­на­дца­то­го века па­по­рот­ни­ки ис­поль­зу­ют как ком­нат­ные рас­те­ния. (15) Ор­хи­деи часто вы­ра­щи­ва­ют в почве, со­дер­жа­щей густо пе­ре­плетённые тон­кие корни па­по­рот­ни­ка.

(16) Ство­лы дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков слу­жат в тро­пи­ках стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом, а на Га­вай­ях их крах­ма­ли­стую серд­це­ви­ну ис­поль­зу­ют в пищу.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — по­вест­во­ва­ние
4) тип речи — опи­са­ние
5) за­да­ча речи — со­об­щить чи­та­те­лю объ­ек­тив­ную ин­фор­ма­цию о па­по­рот­ни­ках как виде рас­те­ний
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те во 2-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) В годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны на­рав­не с лю­дь­ми сра­жа­лись и жи­вот­ные. (2) Вер­блю­дов стали брать в армию не от хо­ро­шей жизни. (3) Когда в Аст­ра­хан­ской об­ла­сти пе­ре­би­ли всех ло­ша­дей, не­ко­му стало та­щить ар­тил­ле­рий­ские сна­ря­ды и по­ле­вую кухню. (4) Мно­гие дву­гор­бые, вы­со­кие и слиш­ком мед­ли­тель­ные, по­гиб­ли в пер­вые же дни служ­бы, став лёгкой ми­ше­нью. (5) Од­на­ко были такие, кто му­же­ствен­но вы­тер­пел все тя­го­ты сол­дат­ской служ­бы, уце­лел и дожил до по­бе­ды.

(6) Вер­блю­ды Маша и Миша про­ша­га­ли со своим ар­тил­ле­рий­ским расчётом 902-го стрел­ко­во­го полка до Бер­ли­на. (7) А когда гвар­дей­ский кор­пус одним из пер­вых ока­зал­ся у рейхс­кан­це­ля­рии, вер­блю­ды не­воз­му­ти­мо под­во­зи­ли ору­жие, тем самым за­щи­щая во­и­нов, во­дру­жав­ших Знамя По­бе­ды над Рейхс­та­гом. (8) Машу и Мишу не пу­га­ли ни раз­ры­вы сна­ря­дов, ни свист пуль, ни тяжёлый гул ору­дии, ко­то­рый даже люди пе­ре­но­си­ли с тру­дом.

(9) После окон­ча­ния Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, во время пе­ре­дис­ло­ка­ции со­вет­ских войск, штаб­ное на­чаль­ство ве­ле­ло от­пра­вить жи­вот­ных на бойню, но ар­мей­цы по­тре­бо­ва­ли найти дру­гое ре­ше­ние. (10) И ге­ро­и­че­ских жи­вот­ных, с ко­то­ры­ми бойцы де­ли­ли скуд­ный паёк и тя­го­ты войны, оста­ви­ли в Бер­лин­ском зоо­пар­ке.

(11) А в 2008 году скром­ным тру­же­ни­кам Маше и Мише, при­бли­жав­шим День По­бе­ды в меру своих сил, в го­ро­де Ах­ту­бин­ске уста­но­ви­ли брон­зо­вый па­мят­ник. (12) Так уве­ко­ве­чи­ли му­же­ство, ге­ро­изм и тро­га­тель­ную друж­бу че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го.

Опре­де­ли­те падеж су­ще­стви­тель­но­го, вы­де­лен­но­го во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же (на­при­мер, да­тель­ный).

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 1 и 2 гла­гол не­со­вер­шен­но­го вида, пе­ре­ход­ный, 1-го спря­же­ния. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой он упо­треблён в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Шин­шил­лы  — это гры­зу­ны се­мей­ства шин­шил­ло­вых. (2)Длина тела ва­рьи­ру­ет­ся от 22 до 38 сан­ти­мет­ров. (3) Масса взрос­лой особи со­став­ля­ет от 0,5 до 1 ки­ло­грам­ма. (4) Для гры­зу­нов се­мей­ства шин­шил­ло­вых ха­рак­тер­ны круп­ные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти четырёхпа­лые, од­на­ко паль­цы зад­них ко­неч­но­стей зна­чи­тель­но уко­ро­че­ны. (6) Ске­лет тон­ко­кост­ный, малая бер­цо­вая кость не­боль­шая и не сра­ще­на с боль­шой бер­цо­вой.

(7) Во­ло­ся­ной по­кров гу­стой, мяг­кий. (8) Окрас спин­ной сто­ро­ны тела го­лу­бо­ва­то серый, брюш­ная же по­верх­ность жел­то­ва­то-белая. (9) Хвост по­крыт жёстки­ми во­ло­са­ми. (10) Усы, или виб­риссы, мно­го­чис­лен­ные, длин­ные, бе­ло­го либо чёрного цвета.

(11) Череп с ярко вы­ра­жен­ным ме­жглаз­нич­ным суже­ни­ем. (12) Рез­цо­вые от­вер­стия длин­ные, ниж­няя че­люсть имеет узкие уг­ло­вые от­рост­ки, резко на­прав­лен­ные вверх.

(13) У гры­зу­нов дан­но­го вида в ДНК-на­бо­ре ше­сть­де­сят че­ты­ре хро­мо­со­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют опре­делённую жиз­не­стой­кость по­пу­ля­ции.

(14) Пред­ста­ви­те­ли шин­шил­ло­вых ведут ак­тив­ный ноч­ной образ жизни и, как пра­ви­ло, мо­но­гам­ны.

(15) Из-за цен­но­го меха шин­шил­лы в два­дца­том веке были прак­ти­че­ски уни­что­же­ны. (16) Од­на­ко в на­сто­я­щее время они охра­ня­ют­ся го­су­дар­ством и их чис­лен­ность по­сте­пен­но воз­рас­та­ет.

Най­ди­те в 15-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Му­зы­кан­ты из­вес­но­го ор­кест­ра за­ни­ма­ют места, и к дирижёрско­му пуль­ту то­роп­ли­во про­би­ра­ет­ся вы­со­кий мо­ло­дой че­ло­век, в ко­то­ром мно­гие зри­те­ли сразу же узна­ют про­слав­лен­но­го ком­по­зи­то­ра.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 7—10) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми) в об­ласть от­ве­тов (на­при­мер, 21).

37.  
i

Опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  ги­пер­бо­ли­зи­ро­вать — пре­уве­ли­чи­вать

Б.  аб­стракт­ный — кон­крет­ный

B.  го­ря­чий (чай) — го­ря­чий (ха­рак­тер)

Г.  пол (муж­ской) — пол (де­ре­вян­ный)

1.  ан­то­ни­мы

2.  си­но­ни­мы

3.  омо­ни­мы

4.  мно­го­знач­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Корм­ле..ые ло­ша­ди ждали всад­ни­ков у плет­ня.

Б.   Эта сто­ро­на улицы хо­ро­шо осве­ще..а фо­на­ря­ми.

В.   Ста­тья не­мно­го слож­на и за­пу­та.. а.

Г.   Одер­жа..ая по­бе­да была для всех боль­шой ра­до­стью.

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   На­ко­нец подошёл ав­то­бус.

Б.   Не было слыш­но даже го­ло­сов.

В.   Во­пре­ки про­гно­зам зима ока­за­лась тёплой.

Г.   Я слы­шал, будто кон­суль­та­цию от­ме­ни­ли.

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Раз это дей­стви­тель­но твоё при­зва­ние, к нему надо от­не­стись самым серьёзным об­ра­зом.

Б.   Скры­вать ис­ти­ну от ра­не­но­го было бес­по­лез­но, да Сер­пи­лин и не счи­тал себя впра­ве это де­лать.

В.   Тяжёлое небо низко на­ви­са­ло над землёй, от воды веяло свин­цо­вым хо­ло­дом.

Г.   Как го­во­рят актёры, те­ат­раль­ные под­мост­ки могут за­ме­нить целый мир.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.